ЕЩЕ О ТОС.

 

 

 Разговоры о ТОС ведутся на Сходне не первый год. В последне время все активнее. При этом вопросов, связанных с ТОС, становится не меньше. Те, кто в курсе, все дальше запутываются, а остальные даже не подозревают, что это такое. И не удивительно, ведь информацию об этом предмете подчерпнуть практически негде, даже должностные лица, чья прямая обязанность - знать законы, не владеют ею, что говорить о простых жителях.

27 апреля с.г. в рамках Координационного Совета общественных организаций МО по инициативе председателя М. Квалдыковой и активных граждан Сходни и др. районов прошел семинар по Территориальному Общественному Самоуправлению с участием специалиста международного уровня, разработчика законодательных актов в этой области, Савранской О. Л.

Здесь приводятся краткие законспектированные выдержки с этого семинара, в основном в форме вопросов-ответов.

1. Возможна ли собственная трактовка Федерального закона о ТОС при разработке положения советом депутатов на местном уровне? (при разработке положения в Химках был обозначен ряд моментов, не конкретизированных в Федеральном законе: количество членов инициативной группы по организации учредительного собрания; сбор подписей более 10% жителей и т.д.)

Ответ: Собственная трактовка - это самодеятельность Совета депутатов, она может быть оспорена, но именно эти пункты не критичны, т.к.: на момент организации ТОСа действуют правила, установленные администрацией; после создания деятельность ТОСа регламентируется Уставом ТОСа. Поэтому оспаривать их особого смысла нет - по этим правилам придется действовать лишь один раз - при создании ТОС.

2. Возможно ли на одной территории совместного проживания организовать несколько самостоятельных ТОСов с не пересекающимися границами?

Ответ: Возможно. Границы, территории, размер ТОСов определяют граждане. Несколько ТОСов могут объединиться в Совет ТОСов.

3. На сколько важна непрерывность линии границы ТОС? (например, в случае отказа того или иного частного дома войти в ТОС?)

Ответ: Не важна. В ТОСе нет членства, есть представительство, можно исключить какие-то дома. Не вошедшие дома просто будут существовать на территории ТОС. Непрерывность линий - выдумка местного совета депутатов.

4. Какими документами нужно руководствоваться при определении границ создаваемого ТОС?

Ответ: 131 ФЗ, ст. 3. Обр. внимание: термин "иные территории" проживания граждан дает свободу определения территорий.

5. Возможно ли руководствоваться старыми Федеральными законами (№1550, №154) при организации ТОС, т.к. полномочия ТОС там расписаны шире, чем в новом 131 ФЗ?

Ответ: №1550 действует до принятия Положения о ТОС, в нашем случае (Химки) уже не действует. 154 ФЗ применяется до 1 января 2009 г.

6. Что лучше для частного сектора: ТОС или ТСЖ?

Ответ: Смотря, какие цели преследовать. ТСЖ в отличие от ТОС действует только в области управления жилой собственностью. Там есть членство, участвуют собственники (не обязательно зарегистрированные).

7. Возможно ли создание ТОС в многоквартирном доме, если там уже есть ТСЖ? И наоборот?

Ответ: Возможно. Это разные независимые вещи.

8. Как конкретизировать понятие "проживающий", "имеющий место жительства", (указанное в положении о ТОС в Химках)? Например, в частном секторе есть зарегистрированные жители, есть незарегистрированные постоянно проживающие собственники, есть правообладатели других форм землевладения (аренда, наследство и т.п.).

Ответ: (Внимание! Этот вопрос - камень преткновения, вызывающий немало споров). Итак:

131 ФЗ гласит: ТОС - самоорганизация граждан по месту их жительства.

Определение места жительства дает

"ЗАКОН О ПРАВЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

Ст 2. ...Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации."

Далее, там же:

"Ст 3. ...Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации...

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации... утверждаются Правительством Российской Федерации."

Вот они:

"Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713

ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

II. Регистрация граждан по месту пребывания

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

...(список документов для регистрации)

III. Регистрация граждан по месту жительства

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

...(список документов для регистрации)"

Таким образом, место жительства (т.е. постоянного или преимущественного проживания) определяется регистрацией. То есть, принимать участие в ТОС не зарегистрированные правообладатели участков не могут. Из этого вытекает ответ на следующий вопрос:

9. Как исчисляется общее количество проживающих на территории (для создания ТОС достаточно 50% проголосовавших + 1 голос - от кого)? Учитываются ли только прописанные, или проживающие, собственники, члены их семей? Это нужно для того, чтобы администрация не могла признать собрание нелегитимным.

Ответ: Количество "проживающих" на потенциальной территории ТОС исчисляется из зарегистрированных (по-старому, прописанных) граждан. Надо обойти дома и выяснить количество зарегистрированных в каждом доме. Именно от них исчисляется необходимый процент присутствующих на собрании/конференции. Тогда оно будет легитимным.

10. Может ли администрация прекратить деятельность ТОС?

 Ответ: Нет. Это очень спорный пункт в Положении о ТОС г. о. Химки. Нельзя регламентировать принудительное прекращение ТОС, тем более, если он - юрлицо.

 11. Какие преимущества дает ТОС как юрлицо?

Ответ:  ТОС-юрлицо может участвовать в размещении заказа, быть подрядчиком хозяйственных работ (местного значения). Может выступать в отношении собственности или сделок. Юрлицо нельзя просто так ликвидировать со стороны. От юрлица можно выступать в суде. В уставе должно быть указано, является ТОС юрлицом или нет, если да, то указывается "право участия в гражданско-правовых отношениях".

 И еще некоторые моменты.
ТОС регулирует только вопросы местного значения, вне местного значения он не может действовать.
ТОС не спасает от застройки.
ТОС не участвует в выборах.
ТОС не может влиять на власть, ТОС и власть - это разные вещи. Решения ТОСа для власти носят рекомендательный характер. То же самое для жителей. Нельзя обязать их выполнять решения ТОС.

Итак, не испытываем иллюзий по поводу ТОС. Но зачем же нужен ТОС? Это - объединение граждан, пусть хотя бы только зарегистрированных (прописанных). А объединение способствует сплоченности, более эффективному решению коллективных проблем, быстрому информированию жителей по делам города, а при хорошем контакте разных групп (прописанных и собственников) ТОС может стать удобным инструментом для решения многих вопросов. Так что, принимать в нем участие, или нет, господа зарегистрированные, решайте сами...

 

Данная информация дана, чтобы иметь более ясное представление о ТОС и избежать многих "подводных камней" при  его создании.

 Консультировала - юрист центра правовой поддержки местного самоуправления, заместитель Генерального директора Агентства муниципального и регионального развития Савранская О. Л.

Положение о ТОС г.о. Химки также просмотрено данным юристом, сделаны пометки: курсивом - сомнительные места, жирным курсивом - откровенно абсурдные места, которые должны быть оспорены в суде. Версию просмотренного положения можно скачать в разделе "Полезная информация"/Положение о ТОС правленное.

 

 

 

 

Hosted by uCoz