Неизвестная газета, но актуальная статья | ||
«НЕ СТАТЬ СТОЛИЦЕ ЧИСТЫМ ПОДМОСКОВЬЕМ |
||
К вопросу о нецелесообразности
объединения двух субъектов Российской Федерации г. Москвы и Московской области На окружающую среду Московской области как
самостоятельного субъекта Российской Федерации очень существенно влияет ее
специфическое положение – в центре области находится крупнейший промышленный
мегаполис Москва. Московская область, благодаря естественному
природному каркасу, обеспечивающему потенциал самоочищения, поддерживает
экологическую стабильность территории как непосредственно столицы, так и всего
Центрального федерального округа РФ в целом. Работа Правительства Московской
области в сфере природоохраны позволяет пока держать ситуацию под контролем. Взаимодействие Москвы и области чрезвычайно многообразно и его нельзя охарактеризовать простым набором параметров, отражающих трансграничные потоки ресурсов и загрязнений между двумя субъектами РФ. Выбросы и сбросы загрязняющих веществ столицы значительно превышают аналогичные показатели области. Возможности экосистемы Москвы не позволяют самостоятельно переработать без ущерба для себя и человека выбросы собственных промышленных предприятий и автотранспорта. Суммарная годовая эмиссия загрязняющих веществ в столице превышает 70 тонн на гектар, что почти в 120 раз выше среднего показателя по Московской области. Только благодаря тому, что в Московской области сохраняются обширные территории, сплошь покрытые лесом (до 40%), удается в основном нейтрализовать загрязняющие вещества. По сути, Московская область оказывает столице важнейшую «экологическую услугу», являясь «зелеными легкими», перерабатывающими огромные массы загрязнений воздуха. Вместе с тем, не учитывая неоценимую роль
лесов и необходимость их сохранения, Правительство Москвы многие годы
игнорирует федеральное законодательство и судебные решения в лесной сфере, в
результате ближайшее Подмосковье интенсивно застраивается под покровительством
Правительства Москвы. Лесное законодательство не допускает ведение лесохозяйственной деятельности одним субъектом РФ на территории другого субъекта без согласования с ним. Поэтому Соглашение между руководителем Рослесхоза Рощупкиным В. П. и мэром Москвы Лужковым Ю. М. о передаче осуществления части полномочий в лесном фонде на территории Московской области, заключенное без участия Правительства Московской области, является незаконным. Правительство Москвы даже и в современных условиях не выполняет федеральные законы и судебные решения, принятые в интересах большинства жителей самой Москвы, что же говорить о том, какие решения будут приниматься в случае объединения с областью. Аналогичная ситуация и с загрязнением поверхностных водных объектов. Для разбавления ряда химических веществ, сбрасываемых в реку Москва, до нормативно допустимых уровней, требуется объем воды, в несколько раз превышающий годовой объем речного стока (или строительство мощных очистных сооружений, что требует огромных капитальных затрат). Показатели качества воды на входе в город относятся к третьему классу опасности, на выходе из города – к шестому классу опасности. Всю нагрузку по естественному самоочищению водоемов принимают не себя водные объекты Московской области. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о полной неспособности экосистем Москвы переработать собственные загрязнения. Для области назрела необходимость решать вопрос о справедливых и полноценных компенсациях от столицы за использование потенциала Московской области. Только в этом случае можно будет обеспечивать конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и сохранить природу Подмосковья. В случае объединения существует реальная угроза вырубки лесов, уничтожения земель сельскохозяйственного назначения под массированное жилищное и коттеджное строительство. Перед Москвой стоит острая проблема недостаточного объема жилищного строительства при значительном притоке населения из соседних субъектов и ближнего зарубежья. В условиях политики, проводимой Правительством Москвы учитывая плотность застройки и густонаселенность города, очевиден тот факт, что будут предприниматься шаги для решения городских проблем за счет областных земель, как это происходит ряд прошедших лет. В московской области объемы и темпы строительства жилья также достаточно велики, дальнейшее их увеличение на территории муниципальных районов, прилегающих к Москве негативно скажется как на архитектурном облике области, плотности населения, так и транспортном обеспечении. Правительство Москвы одобрило концепцию создания на окраинах города крупных промзон для вывода туда предприятий из центра столицы («Промсити-Москва»). Вокруг столицы будет создано кольцо из 9 комплексных промзон. В результате под застройку в престижных районах Москвы освободится около 7 тыс. га. Первые промзоны планируется разместить в Южном Бутово (ЮЗАО) и Северном АО (Молжаниново). При этом расходы на охрану окружающей среды в предварительной смете не предусмотрены. Следующий шаг – перевод промышленных предприятий столицы за МКАД из районов Мичуринского проспекта, ЦАО, САО, СЗАО, ЗАО и др. районов жилой застройки, в том числе таких опасных, как Московский нефтеперегонный завод в Капотне (МНПЗ). В случае объединения Москвы и области размещение промышленных предприятий на территории области только вопрос времени. Таким образом, ставится под угрозу комплексная схема территориального развития области и могут быть резко ухудшены условия проживания многих сотен тысяч людей, живущих в городах Подмосковья за счет увеличения техногенной нагрузки на окружающую среду. В Минэкологии Московской области поступают многочисленные заявки от строительных организаций Москвы с просьбами об открытии дополнительных карьеров по добыче полезных ископаемых, причем в таких объемах, что это противоречит принципам рационального использования минерально-сырьевой базы области. В случае объединения сдерживающие факторы, регулирующие добычу полезных ископаемых, будут устранены, что грозит резким ухудшением экологической обстановки. По материалам Минэкологии МО
|
||