Московскому региональному прокурору по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Коломойцу Е. И.

 

 Уважаемый Евгений Иванович!

Обращаюсь к Вам от имени жителей и инициативной группы микрорайона Сходня Городского округа Химки, которые поручили мне сформулировать это обращение. Я в течение 55 лет работаю в авиации. Был летчиком ВВС, затем занимался разработкой систем управления самолетов, чем и продолжаю заниматься до настоящего времени, являясь Главным специалистом ФГУП РСК «МИГ».

Суть дела такова. Администрацией г. Химки выделяются участки земли в северной части мкр. Сходня под массовую многоэтажную застройку (9-17 этажей). В частности, в безвозмездную аренду на 49 лет передан участок по ул. Папанина, владение 38. Факт безвозмездного предоставления в долгосрочную аренду земли первоначально ЗАО «Мостал Импекс Групп», затем ОАО ИК СЭРМНС «Титул» и затем ЗАО «Фирма Мосинтерстрой» вызывает вопросы. Вызывает вопросы и «цепочка» многократного перепрофилирования вида использования данного участка, начиная с 1994 г. : детский сад – профилакторий – малоэтажный жилой комплекс – многоэтажный (6-9 этажей) жилой и торгово-развлекательный комплекс на сегодняшний день. Со всеми этими вопросами мы обратились в Генеральную прокуратуру РФ. И ожидаем оценки этих действий Администрации с правовой точки зрения.

Обращение к Вам вызвано тем, что Администрация Сходни и застройщик ЗАО «Фирма Мосинтерстрой» утверждают, что располагают согласованием высотного строительства с международным аэропортом «Шереметьево». Между тем, участок застройки по ул. Папанина, вл. 38 находится точно в зоне действия курсоглиссадных маяков на удалении 4-5 км от обреза ВПП. В связи и этим мы обратились к Председателю Правительства РФ Фрадкову М. Е. и министру транспорта Левитину И. Д.

21.08.06 был получен ответ из Минтранса за подписью заместителя министра Короля Б. М. (исх. № БК – 20\5158 от 11.08.06). В нем говорится, что в международный аэропорт «Шереметьево» в период с ноября 2004 г. по январь 2006 г. поступило 4 заявки на согласование строительства многоэтажных домов в Сходне. Поскольку строительство планировалось в зоне повышенного шумового воздействия аэропорта, в согласовании им было отказано. На каком основании Администрация и застройщик утверждают обратное? Более того, в настоящее время в помещении Администраций Сходни и Химок вывешен проект застройки десятью 17 этажными домами еще трех улиц, также находящихся в указанной зоне.

В полученном нами ответе Минтранса РФ отмечено, что застройщик должен в соответствие со статьей 46 Воздушного кодекса РФ согласовывать с собственником аэродрома размещение объектов в районе аэродрома. Руководство аэродрома «Шереметьево» при рассмотрении заявок отметило недопустимость строительства по уровню шумового воздействия, но одновременно установило «…что проектируемые сооружения не будут возвышаться над установленными для данной зоны ограничительными поверхностями, и не повлияют на состояние безопасности полетов».

Последнее заключение, мягко говоря, вызывает удивление. Не вдаваясь в строгий анализ, которому не место в этом письме, считаю необходимым обозначить следующее:

1.      При номинальном угле наклона глиссады 2º 40’ воздушное судно на дальности 4-5 км от обреза ВПП (без учета рельефа) находится на высоте 185-232 м соответственно. При нахождении судна в линейной зоне изменения сигнала (± 0,5º), в которой осуществляется управление относительно равносигнальной зоны, высоты пролета могут уменьшиться до 151-188 м в диапазоне дальности 4-5 км. С учетом рельефа местности в данном районе геометрическая высота пролета еще меньше и по визуальной оценке составляет 100-150 м. Следует отметить, что в процессе захода на посадку неоднократно имели место случаи пролета Сходни и на меньших высотах. Вероятно, это было вызвано недостаточно точным выдерживанием глиссады снижения. При ручном, директорном и автоматическом заходе на посадку по сигналам КГРМ точно следовать по равносигнальной зоне глиссадного маяка невозможно, т.к. наличие возмущений неизбежно приводит к переходным процессам, которые обуславливают колебания центра масс воздушного судна относительно равносигнальной зоны.

2.      В зоне пролета воздушного судна на высотах (с учетом разброса) порядка 100-150 м предполагается возвести здания в 9-17 этажей, высота которых по самым скромным оценкам составит 35-55 м. При штатной ситуации они не создадут помех и не повлияют на безопасность полетов, что, впрочем, является довольно смелым утверждением. Но ситуации в авиации, к сожалению, бывают не только штатные. В случае исправления ошибок при заходе, особенно в сложных метеоусловиях, на участке глиссады, где высота составляет 100-150 м, и наличии в створе захода зданий высотой 35-55 м, высота для исправления ошибки уменьшается на 30-40%. Трудно понять ход мысли людей, которые пытается возвести эти здания под глиссадой, но еще трудней понять, как авиационные специалисты готовы это согласовать. Что в России не хватает более безопасных территорий, и мы вынуждены застраивать местность под глиссадой многоэтажными домами, создавая предпосылки к летным происшествиям с тяжелым исходом, обусловленным разрушениями на земле и тяжелейшими людскими потерями?

3.      Строительство многоэтажных домов на малых удалениях от ВПП в зоне действия курсоглиссадных маяков может вызвать за счет отражающего эффекта деформацию лепестков КГРМ и, как следствие, изменение равносигнальных и линейных зон. Это выяснится только после возведения домов, т.к. достоверно аналитически просчитать эту ситуацию практически невозможно.

4.      Аэропортом «Шереметьево» было отказано застройщикам в согласовании по причине того, что «…не были представлены проектные решения по мерам звукоизоляции жилья, а также материалы экспертной оценки о возможности строительства в зоне акустического воздействия аэропорта Шереметьево». Какие реально можно представить решения? Они что построят сурдокамеры? Дома будут конструктивно защищены от акустического воздействия? В какие материальные и финансовые затраты это обойдется и сколько будут стоить квартиры в таком доме? А окна открывать в таком шумоизолированном доме будет можно? Фантастика! Жители многоэтажного дома будут обречены «наслаждаться» гулом тяжелых воздушных судов, пролетающих над крышами их домов на высоте 70-100 м, вибрациями стен и звоном посуды. Частота пролетов, особенно в выходные и предвыходные дни, с интервалом 1,5-2 минуты, обеспечит непередаваемые ощущения, которые можно получать только на аэрошоу. Фарнборо, Бурже и Московский Авиационно-Космический Салон, выражаясь новоязом, «отдыхают». И все время они будут обеспечены адреналином: существует вероятность непосредственного контакта тяжелого воздушного судна с их домом. Сами себе создаем трудности и мужественно их преодолеваем ради коммерческой выгоды заинтересованных строительных фирм, которые располагают только типовыми проектами, не предназначенными для размещения их в зонах повышенного шумового и акустического воздействия.

До возникновения «бума коммерческого строительства», которое приносит огромные доходы, а все остальное стройфирмам малоинтересно, в Сходне возводились здания не более 3-4х этажей, и особенно строго это выполнялось на площадях, расположенных в створе взлета и посадки. Напрашивается вопрос: «Если возводимые многоэтажные дома строятся коммерческими фирмами, то это перестает влиять на безопасность полетов?»

Считаем, что приведенные выше соображения впрямую касаются безопасности полетов, при обеспечении которой необходимо учитывать все возможные факторы. На сегодня очень много печальных примеров, возникающих уже с критической частотой. Игнорирование этих факторов ради коммерческих интересов абсолютно недопустимо, если не сказать больше.

Уважаемый Евгений Иванович! Убедительно просим Вас дать поручение разобраться в данной ситуации и предотвратить возведение многоэтажных домов в мкр. Сходня в створах взлета и посадки самолетов, что обеспечит выполнение требований по безопасности полетов и сохранение жизни людей в воздухе и на земле.

 

Hosted by uCoz